Условные обозначения способов перемещения хладагента
Вторая цифра отражает способ перемещения охлаждающего агента.
0 Конвекция, перемещение хладагента за счет разности температур;
1 Самовентиляция (с помощью крыльчатки вентилятора, установленной на валу машины, снаружи или внутри);
2 Вентилятор отдельный, встроенный в машину, зависимый, т.е. приводится через передачу от вала машины либо питание на двигатель вентилятора подается непосредственно от зажимов охлаждаемой машины;
3 Вентилятор отдельный, пристроенный к машине, зависимый (аналогично предыдущему исполнению);
4 Резервная цифра;
5 Вентилятор отдельный, встроенный, независимый;
6 Вентилятор отдельный, пристроенный, независимый;
7 Независимая система циркуляции хладагента;
8 Перемещение хладагента посредством относительного движения машины через хладагент (например, тяговый двигатель, охлаждаемый при движении окружающим воздухом, или двигатель, приводящий в движение вентилятор и охлаждаемый основным воздушным потоком);
9 Другие способы перемещения хладагента, отличные от перечисленных выше воздуха; самовентиляция, крыльчатка вентилятора на валу двигателя внутри корпуса или снаружи.
Для систем двухконтурного охлаждения используются две группы дополнительных знаков, каждая из которых строится аналогично рассмотренному выше. При этом первая группа относится к внешнему контуру (с низшей температурой), вторая - к внутреннему контуру (с высшей температурой).
Рассмотрим в качестве примеров обозначения некоторых типичных и часто встречающихся исполнений по способу охлаждения:
IC 01 - машина защищенная или открытая, свободный подвод и отвод
IC 13 - машина защищенная, подвод воздуха к двигателю через трубу или патрубок, вентилятор пристроенный (например, "вентилятор-наездник"), "зависимый", т.е. питание на двигатель вентилятора подается непосредственно от зажимов охлаждаемого двигателя; отвод воздуха свободный, через окна или жалюзи;
IC 16 - система охлаждения двигателя полностью аналогична предыдущей с той разницей, что двигатель вентилятора "независимый", т.е. получает независимое питание;
IC 37 - машина закрытая, воздух подводится и отводится через трубы, циркуляция воздуха обеспечивается независимой системой (например, от вентилятора, устанавливаемого отдельно от двигателя, от общей воздушной системы и т.п.);
IC 51 - закрытая машина, встроенный в корпус охладитель, отдающий тепло окружающей среде; самовентиляция внутри машины по замкнутому контуру;
IC 0141 - закрытая машина с двухконтурным воздушным охлаждением; наружный контур (цифры 01) - самовентиляция, корпус обдувается снаружи с помощью крыльчатки на валу двигателя; внутренний контур (цифры 41) - самовентиляция внутри корпуса, а также с помощью крыльчатки на валу двигателя, тепло передается наружной среде через корпус;
IC W37A81 - закрытая машина с двухконтурным водовоздушным охлаждением, наружный контур (знаки W37) - водяной, с независимой системой циркуляции воды; внутренний контур (знаки А81) - воздушный, с помощью самовентиляции воздух циркулирует внутри машины и через пристроенный охладитель, в котором тепло отдается через корпус охлаждающему агенту наружного контура;
IC A97W37 - закрытая машина с двухконтурным водовоздушным охлаждением; наружный контур (знаки А97) - воздушный, охладитель установлен отдельно, система циркуляции воздуха независимая; внутренний контур (знаки W37) - водяной, вода циркулирует через внутреннюю полость машины, подводящую и отводящую трубы и упомянутый выше охладитель, система циркуляции воды - независимая.
Специфическими конструктивными особенностями обладают двигатели, предназначенные для работы во взрывоопасных зонах и помещениях. Наряду с теми исполнениями, которые указаны в таблицах, эти двигатели имеют дополнительные различные исполнения по взрывозащите (в зависимости от свойств взрывоопасной среды и т.п.) и характеризуются достаточно сложной системой маркировки, доступной лишь специалистам. Вопрос возможности их применения в определенных условиях должен решаться при согласовании заказа с предприятием изготовителем.
Немаловажным показателем двигателя является его масса. Зачастую в пределах одного типоразмера имеется несколько незначительно различающихся модификаций (по способам монтажа и охлаждения по материалу станины, по числу концов вала и т.п.). В таких случаях указывается наибольшая масса из возможных вариантов. При этом не учитываются массы независимых устройств для охлаждения двигателей.