Ремонт низковольтных электродвигателей
Компания ООО «НПО ВОК» производит ремонт трехфазных асинхронных электродвигателей переменного тока производства России, стран СНГ, Балтии, а так же стран бывшего соцлагеря (Польши, Болгарии, Румынии, Чехословакии).
В ремонт и перемотку принимаются только комплектные электродвигатели с установленными на них основными деталями: клемной коробкой, клемником, вентилятором, кожухом вентилятора, корпусом подшипников, обмоткой, статором, ротором. В некоторых случаях возможен ремонт некомплектных электродвигателей:
-
если данные детали возможно приобрести на заводе-производителе данного электродвигателя. В этом случае мы можем дать рекомендации по приобретению недостающих запасных частей.
-
если недостающие детали возможно заменить аналогичными, подходящими по габаритным и присоединительным размерам.
-
если Заказчику не требуется доукомплектация, а только ремонт.
Такие детали как корпуса и подшипниковые узлы в большинстве случаев не имеет смысла менять, так как стоимость затрат на ремонт будет превышать стоимость электродвигателя более чем на 50-60% от цены нового электродвигателя. А поскольку ресурс работы электродвигателя после ремонта падает в несколько раз, данный ремонт становится экономически невыгодным.
Так же ремонт электродвигателей с износом магнитопроводов более чем на 30% не имеет большого смысла.
Двигатель после ремонта комплектуется необходимыми соединительными и установочными для работы и консервации материалами, камеры подшипников заполняются смазкой. Наносится лакокрасочное покрытие на нитрооснове.
На концы валов наносится консервационная смазка.
После проведения испытаний предоставляется гарантия на работу электродвигателя в течение 12 месяцев (при соблюдении условий транспортирования, хранения и эксплуатации). К отремонтированным двигателям прилагаются технологические карты ремонта электрических машин, составленные в виде таблиц, в которых приведены номера и содержание всех технологических операций, технических условий и указаний по проведению ремонта.
При текущем ремонте производятся следующие работы:
- чистка наружных поверхностей машины;
- проверка состояния подшипников качения, их промывка и замена (в случае увеличенных радиальных зазоров);
- проверка работы смазочных колец и системы принудительной смазки в подшипниках скольжения;
- осмотр и чистка вентиляционных каналов, обмоток статора и ротора, коллекторов и контактных колец;
- проверка состояния крепления лобовых частей обмоток и бандажей;
- устранение местных повреждений изоляции и выявленных при осмотре дефектов;
- сушка обмоток и покрытие их при необходимости эмалями;
- шлифовка контактных колец и коллекторов (при необходимости их продораживание);
- проверка и регулировка щеточного механизма и систем защиты;
- сборка машины, проверка ее работы на холостом ходу и под нагрузкой;
- проведение приемосдаточных испытаний и сдача в эксплуатацию с соответствующей отметкой в технической документации.
При капитальном ремонте производятся следующие работы:
- операции текущего ремонта;
- проверку воздушного зазора между статором и ротором (если конструкция машины позволяет это осуществить);
- проверку осевого разбега ротора и зазоров между шейкой вала и вкладышем подшипника скольжения (при необходимости проводится перезаливка вкладыша);
- полную разборку машины и мойку всех механических узлов и деталей, продувку и чистку коллектора, контактных колец, щеточного механизма и неповрежденных изоляционных деталей, дефектацию узлов и деталей;
- ремонт корпуса, подшипниковых щитов, магнитопроводов (заварка трещин, восстановление резьбовых отверстий, восстановление посадочных мест в корпусе и щитах, удаление замыканий между отдельными листами сердечников статора и ротора, устранение распушения листов, восстановление прессовки, ремонт выгоревших участков с установлением протезов);
- ремонт вала (исправление торцовых отверстий, устранение прогиба, восстановление посадочных отверстий и шпоночных канавок);
- извлечение старых обмоток, изготовление и укладка новых обмоток из круглого провода, ремонт или изготовление новых обмоток из прямоугольного провода и их укладка, сборка и пайка (сварка) электрических схем, пропитка и сушка обмоток, нанесение на лобовые части покровных эмалей;
- cборка и отделка машины, проведение приемосдаточных испытаний.
При капитальном ремонте замена обоих подшипников обязательна, так как стоимость подшипников не соизмеримо мала по сравнению с возможно возникнувшими затратами при вторичном ремонте. Следует понимать, что в случае существенной выработки посадочного места подшипникового узла – ремонт затруднителен, и зачастую затруднителен, по причине невозможности завтуливания, так как применение эпоксидных и металлизирующих технологий не обеспечивают длительный ресурс.
Низковольтные обмотки из провода прямоугольного и круглого сечения при ремонте, повторно не используют, поскольку извлечь такой провод без повреждения практически невозможно.
Дефектация и диагностика низковольтных электродвигателей:
-
Производится визуальный осмотр узлов и деталей машины.
-
Проводим необходимые измерения и испытания.
-
Определяем целостность отдельных деталей и сборочных единиц, состояние рабочих поверхностей.
-
Снимаем шкивы, полумуфты, шестерни или другие соединительные элементы с вала двигателя.
-
Разбор двигателя, демонтируем: кожух вентилятора, вентилятор, задний подшипниковый щит, ротор из статора, передний подшипниковый щит, подшипники.
Все работы проводятся при помощи специального инструмента: гидравлических и механических съемников, специального стенда.
Ремонт магнитопроводов.
В процессе вращения ротора электродвигателя происходит износ крепления и изменение формы отдельных деталей магнитопроводов. Как правило, повреждение сердечников статоров (роторов) приводит к ослаблению посадки сердечника в корпусе (на валу), сдвиг в осевом направлении, распушение крайних листов, ослабление прессовки, нарушение изоляции между листами, выгорание отдельных участков и износ внутренней (наружной) поверхности.
Ремонт сердечника.
Вариант 1 (ослабление посадки)
-
Осмотр сердечника статора и проверка состояния стопоров и кольцевых шпоночных канавок.
-
Установка сердечника на место по заводскому исполнению и монтаж новых стопоров или кольцевых шпонок.
-
Ремонт или замена вала, при ослаблении посадки сердечника.
Вариант 2 ( распушение листов)
-
Пропиливание наклонных пазов в зубьях.
-
Электродуговая сварка пазов.
-
Шлифовка сварочных швов и сердечников.
Вариант 2 (ослабление прессовки)
-
Установка текстолитовых клиньев между нажимной шайбой и крайними листами.
Ремонт межлистовой изоляции.
При не глубоком сегментарном нарушении лакового покрытия производится установка лепестков слюды между сегментами или изолировкой сегментов жидким лаком БТ-99.
Большие повреждения устраняют методом травления в концентрированной азотной кислоте.